КАК Я СТАЛ ОФИЦИАЛЬНЫМ УКРАИНЦЕМ
Рассказ
– Да не выделывайся ты, Замрий – сказала учительница.
На дворе стояли застойные 80-е и дело было в городе Севастополе.- Все тут русские, один он тут украинец, понимаешь – продолжила учительница. Но я ведь и вправду украинец. Конечно, мою семью трудно назвать националистической. Мой дед был членом партии и убежденным коммунистом. Тем не менее, о том, что я украинец я знал именно из рассказов деда. Более того, я уже тогда знал свою родословную до седьмого колена. До козака Микити Замрія, который вернулся издалека и был богатым, но имел много грехов, поэтому много денег раздал монастырям. Я знал, что у моей семьи был свой хутор на Запорожчине. Об этом тоже рассказал мне дед.
– Вот видишь, у батька Хмеля был свой хутор, Суботов и у твоих предков был свой хутор, Билозирка – говорил дед, когда мы стояли в музее возле портрета Хмельницького, потом он вздыхал и добавлял – Он сейчас на дне Каховского водохранилища…. А какие там были плавни…
Когда я упал и разбил коленку, я заплакал. – Не плач, козаче – сказал дед – Ты ж козацького роду.
Да и ещё много чего я мог рассказать учительнице… Но, видимо, даже и в том возрасте я понимал, что это не имеет смысла.
– Так у меня же и фамилия украинская – робко выдавил я из себя.
– Мало ли у кого какие фамилии странные есть – ответила учительница.
Учительница насмешливо посмотрела на меня, а потом повернулась к классу.- Есть тут, кроме Замрия, ещё украинцы?
В классе были Славик Науменко, Люда Вареник, Лена Тютюник. Но украинцами они себя не считали. Насколько я знаю, и сейчас не считают. Робко подняла руку Лена Кулина
.- Кажется я украинка… – так же робко сказала она.
– Кажется или украинка? – немного повысив голос уточнила учительница.
– Я не знаю – окончательно стушевались Лена.
– Ну скажи что-нибудь по украински – потребовала учительница, дабы поставить в этой истории точку – не можешь? То то же. А ты Замрий, можешь что-то по украински сказать?
На ее беду я недавно прочитал «Реве та стогне….». Прочитал в каком-то календаре. Но стихи я обычно запоминаю с первого-второго прочтения. На словах «Неначе човен в синім морі…» она меня остановила. Что сказать она явно не знала. Поэтому перевела разговор на другие темы. Уже и не помню на какие.
Спустя где-то полгода, учительница прибежала в класс очень взволнованная. Тогда я не понимал, в чем причина. Теперь понимаю. По всей видимости, объявили какой-то праздник. Даже не вспомню, что именно за праздник. Но на нем надо было продемонстрировать единение народов СССР. В А-классе была девушка по фамилии Арутюнян, в Б-классе был мальчик с грузинской фамилией (сейчас я эту фамилию не вспомню). А у нас в В-классе все русские… по уверению учительницы. И тут она вспомнила, видимо, про меня.
– Замрий, ты ведь украинец? – заявила учительница вбегая в класс – И ты, Кулина, тоже украинка.
– Я не знаю… – робко сказала Кулина.
– Украинка-украинка – уверено заявила учительница – в общем, к среде чтобы выучили какие-то украинские стихи. Она оглядела класс и продолжила.- Потому что Советский Союз – это многонациональное государство. И все люди всех национальностей у нас в почете. Пятнадцать республик – пятнадцать сестёр….И дальше она понесла какую-то дичь про объединение народов под мудрым руководством партии и правительства.
А я пришёл домой, взял с полки и открыл Кобзарь в серой обложке с портретом Тараса Шевченко. Я ведь теперь был официальным украинцем.
Денис Замрий. Киев. 2020 год.