Колыбель История
Эссе
Колыбель качается. И в слабом свете – тени. На стене. Они изгибаются, они танцуют. Мы видим их, и мы понимаем их.
За гуннами идут сарматы? А за сарматами скифы? Такая вы скажете хронология? Нет! Какая к черту хронология? Не так мы видим прошлое! Хронология только в учебниках истории. А мы видим прошлое именно, как тени на стене!
Вот качнулась колыбель в одну сторону. И мы увидели тень – это готы, орды германцев идут по степи. Качнулась в другую сторону – это сошедший с ума паровоз из фильма Довженко мчится без машиниста.
Но не только колыбель качается, давая нам каждую новую тень. И сами тени меняются. Это князь Святослав идёт на половцев, кажется нам. Но нет! Это полковник Болбочан на Крым выдвинулся. Тень снова поменялась и мы видим, что нет никакого полковника, а есть батько Хмель и это его казачьи полки идут на Батурин.
А когда колыбель в другую сторону качнулась – Владимир с дружиной сжигает языческое капище. Падает Перун и горят божки. Только тень изменчива. И вот качнулся огонь, и уже большевики рушат церковь. Падают кресты и горят иконы.
Вот как мы видим историю! Олег, Владимир, Ярослав – кто из них за кем шёл? Знаем ли мы это? Да и надо ли нам это знать? В этом ли суть истории? Будем судить по делам, а не по годам…
А что же колыбель? Она качается дальше.
И звучат над колыбелью стихи и песни. Начинает их Шевченко – крестьянский сын, а продолжает Стус – дитя промышленного Донбаса. Куплет поёт Утесов, а припев продолжает Ивасюк. И хотя стихи и песни вроде разные, но они об одном и слова у них одни, и музыка тоже одна.
Да что там тени! Ведь и колыбель меняется. Она и выдолбленный кусок дерева, и автомобильная покрышка на верёвках, и конструкция из кожи и металла. Суть ее от этого не меняется, меняется лишь тот, кто лежит в ней.
В колыбели они все – дети. И лишь потом из них вырастают герои и предатели, философы и убийцы, великие нищие и богатые подонки. Может им пели разные песни? Может они видели разные лица родителей над колыбелью? Почему Сковорода открыл своё сердце народу, а Косиор стал для этого народа палачом? Это мы тоже должны понять, и, главное, увидеть.
Потому что всех их рождают матери. Рожают в муках. Но это не значит, что муки надо просто показать. Это слишком просто. Должны мы понять для чего эти муки. Что из этих страшных кругов ада рождается?
А рождаются порой вещи Великие. Из татаро-монгольского огня рождается Запорожская Сечь, а из Голодомора рождается Независимость. И это надо видеть, и понимать. Но рождаются порой вещи Страшные! Из Владимира, который загонял всех в Царство Божием мечом и кнутом рождаются чекисты, загоняющие всех в Царство Коммунизма наганом и броневиками.
И это тоже надо видеть и понимать, и не отворачиваться.
Денис Замрий
Киев. 2019 год